Практически все мамы и папы желают, чтобы ребенок был всесторонне развит. Для этой цели они выбирают дополнительное образование. Какому курсу отдать преимущество и сколько выделить на это времени, чтобы ребенок посещал занятия с удовольствием?
Зачем нужно дополнительное образование?
В основе дополнительного образования находится развитие способностей ребенка, заложенных с рождения, и открытие новых талантов. В каждом ребенке заложен потенциал возможностей, который необходимо обнаружить и развить.
Помимо развития внеурочные занятия решают массу воспитательных задач. Причем дети этого не замечают, так как это происходит в процессе образования, без криков и нравоучений.
У дополнительного образования от https://sechenov.ru/ имеет очень много преимуществ. Вот основные из них.
1. Дети объединены общим занятием. Здесь поощряется активность и самовыражение. Ребенок учится самостоятельности и творчески мыслить.
2. Здесь применяется личностный подход. Все дети разные, кто-то хорошо развит, кто-то отстает. Поэтому задачи подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей.
3. Круг способностей, который помогает развить дополнительное образование очень широк: художественные, педагогические, физические, культурологические и множество других.
4. Так как свободного времени у ребенка остается меньше, вероятность его асоциального поведения минимальна.
5. Дополнительное образование способствует ранней профориентации.
6. Дополнительное образование помогает социализации ребенка.
Общее образование, обязательное для всех детей, дает школа, а многостороннему развитию и открытию новых способностей помогает дополнительное.
Какому направлению отдать предпочтение?
Можно рассмотреть несколько вариантов выбора программы дополнительного образования.
Первый вариант, это довериться выбору ребенка. Что ему интересно, пусть тем и занимается. Здесь главное, чтобы ребенок не выбирал бесконечно. Но желательно попробовать все направления, которые ему понравились.
Второй вариант предполагает, что выбор кружков осуществляют родители, в зависимости от способностей ребенка. Многим родителям нелегко сделать выбор, так как не всегда у ребенка есть шанс проявить умения. Нужно наблюдать за тем, какие наклонности проявляет ребенок. Психологи советуют ответить на несколько вопросов, чтобы быть объективными:
- Чем занимается ребенок, находясь наедине с самим собой?
- Подражает ли он взрослым и в чем конкретно?
- Какие природные задатки есть у ребенка: физические данные, хорошо рисует, любит общаться.
Собрав ответы воедино, будет легче выявить наклонности ребенка.
Если же ребенок не имеет никаких увлечений, то подойдет третий вариант. Нужно занять ребенка чем-то несложным, но привлекающим его внимание. Это делается для того, чтобы на формирующуюся детскую психику не было негативного влияния. И может впоследствии ребенок откроет в себе какой-нибудь дар и выберет занятие по душе.
Чтобы выбранное родителями направление понравилось и ребенку, оно должно быть доступно и вызывать интерес.
Также следует учитывать территориальный фактор. Стоит выбирать учреждения, которые находятся недалеко от дома это безопасно и добираться ребенку будет удобно.
Сколько времени должно занимать дополнительное образование?
Дополнительное образование происходит вне учебной деятельности. И чтобы не перегрузить ребенка, чтобы у него оставалось время на подготовку к школе, родителям нужно определить сколько времени ребенок должен посвящать дополнительным занятиям.
Если ребенка не утомляют занятия в школе, то можно дополнительное образование проводить сразу после них. Смена деятельности позволит ребенку отдохнуть и разгрузить его психику.
Если ребенок не настолько вынослив, то лучше дать ему отдохнуть после школы и позволить выполнить домашнюю работу. И лишь потом отправить на дополнительные занятия. Некоторые дети получают очень высокую психологическую нагрузку из-за дополнительных занятий и это может помешать сосредоточиться на домашнем задании.
Если в выходные дни дети не заняты, то их также можно отправить на дополнительные занятия.
Конечно же у ребенка должно быть и свободное время, но его должно быть немного, чтобы хватало на чтение книг, общение с друзьями. Если ребенок долгое время находится без занятия, то он будет более подвержен влиянию дурных компаний и может оказаться в опасности. Непростая задача родителей найти баланс этого свободного времени, ведь наблюдать за ребенком каждую минуту невозможно.
В режим дня также надо включать и трудовые обязанности. Помогать родителям в домашних делах, заботиться о себе и близких должен каждый нормальный ребенок, это часть всестороннего развития и нравственного воспитания.
Таким образом, чтобы дополнительное образование дало положительные результаты не надо ребенка сравнивать с успешными сверстниками, каждый ребенок индивидуален. Не нужно заставлять ребенка заниматься тем, что ему не нравится, надо учитывать его интересы. Следует оставлять ребенку немного свободного времени, которым он будет распоряжаться самостоятельно. И с детьми нужно говорить и узнавать о желаниях и предпочтениях, и если ребенку тяжело справляться с нагрузкой, необходимо ее снизить.