В некоторых профессиях самооценка исполнителя - ничто по сравнению с оценками других, то бишь с авторитетными мнениями. Успех писателей, артистов, музыкантов, театральных деятелей и кинематографистов определяется тем, что говорят и пишут о них критики. В таких высококонкурентных профессиях хорошая рецензия может вознести к вершинам известности, а плохая - погубить. Между тем на авторитетные мнения тех, кто нас оценивает, мы повлиять не можем. Мнение критика - классический случай «результата» от которого нам нужно абстрагироваться, оценивая качество своего выступления. Выдающиеся деятели искусства, кстати, так и поступают - игнорируют отзывы о своей работе. Они выстрадали ту истину, что созидать куда труднее, чем ругать и ниспровергать. Быть артистом означает творить свой путь в искусстве, подчиняясь своему (субъективному) творческому наитию, а вовсе не угождать публике или критикам. Подлинный артист творит не ради денег, успех приходит к нему именно потому, что он глух к чужим мнениям.
Чем больше будет расти ваша слава как исполнителя, тем выше опасность попасть в плен чужих оценок. Для выдающихся спортсменов, например, их слава превращается в тяжкий крест, когда СМИ наперебой начинают оценивать и анализировать их выступления... и все не в ту степь. А дальше все идет по накатанной колее: в погоне за сенсациями радио- и телеканалы, а также пресса всячески раздувают или драматизируют любое выступление звезды, подкарауливая очередную сенсацию. «Неужели Билл Расселл кончился?», «Что, Тайгер Вудс потерял форму?» - кричат они. Причем эти вопли не имеют под собой реальной почвы.
А если призвать этих репортеров-болтунов к ответу, то они станут тыкать вам в нос статистику, якобы подтверждающую, что для Вудса такие показатели и означают спад. Но разве ему было когда-нибудь дело до статистики? На каждый год он намечает себе задачи, но они касаются исключительно его мастерства; а результаты, очки - все это ему до лампочки. Как и всякий выдающийся исполнитель, Вудс ставит на первый план собственную уверенность в себе, концентрацию и умение собраться, несмотря на ответственность момента. И в этом он, по признанию самых придирчивых обозревателей гольфа, не имеет себе равных.
Кто бы ни брался вас оценивать - босс, правление, деловые партнеры или отраслевые издания, все они первым делом будут интересоваться вашим итоговым результатом. Даже если вы совершили рывок, какой-нибудь репортер не преминет осведомиться невинным тоном: «А вы уверены, что и дальше выдержите взятый темп?» Конкуренты поспешат приписать ваш успех везению, неожиданной моде на ваш продукт или общему оживлению в отрасли, т.е. чему угодно, но только не вашим деловым талантам и не достоинствам вашего бизнес-плана. Вы и глазом не успеете моргнуть, как заразитесь их сомнениями: «В самом деле, а выдержим ли мы взятый темп?»
Между тем успех пришел к вам потому, что вы правильно оценивали качество своей работы, то бишь свой процесс исполнения. Но стоит вам дрогнуть и поддаться влиянию чужих мнений, как вы окажетесь в капкане этой повальной игры в цифры.